У Петроградской набережной г. Санкт-Петербурга высится, уже ставший привычным, силуэт военного корабля - это легендарный крейсер 1-го ранга «Аврора».
Крейсер «Аврора» был заложен в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое-Адмиралтейство» 23 мая 1897 г., спущен на воду 11 мая 1900 г. и вступил в строй боевых кораблей флота России в июле 1903 г.
В период Русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток (октябрь 1904 - май 1905 гг.), крейсер «Аврора» принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 г.
Возвратившись на Балтийское море, крейсер «Аврора» длительный период ходил как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В 1906-1912 гг. крейсер посетил порты многих стран мира, а в ноябре 1911 г. авроровцы приняли участие в торжествах в честь коронации сиамского короля в г. Бангкоке (королевство Тайланд).
В период Первой мировой войны крейсер «Аврора» принимает активное участие в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров, а в конце 1916 г. ставится на ремонт в г. Петрограде.
В 1917 г. экипаж «Авроры» активно участвует в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции.
В 1922-1923 гг. одним из первых на Балтике крейсер «Аврора» был введен в строй и стал учебным кораблем, на котором, вплоть до 1940 г., проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. Корабль вновь много плавает и посещает порты ряда зарубежных государств.
В 1924 г. корабль был награжден Красным Знаменем ЦИК СССР, а в 1927 г. - орденом Красного Знамени.
С началом Великой Отечественной войны крейсер «Аврора» и его экипаж встали на защиту г. Ленинграда. Сражаясь на дальних (Чудская военная флотилия) и ближних (Воронья гора) подступах к городу, авроровцы своим героизмом вписали славную страницу в историю своего корабля. Весь период ленинградской блокады 1941-1944 гг. «Аврора» стояла у стенки в порту Ораниенбаума (г. Ломоносов), подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам. Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт, но небольшой экипаж мужественно боролся за жизнь своего корабля. В июле 1944 г. крейсер подняли с грунта и поставили в ремонт.
В 1948 г. крейсер «Аврора» был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до1956 г. использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища.
В 1956 г. на «Авроре» был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея. За 45 лет музей посетили уже более 28 миллионов человек, представители более 160 стран мира были его гостями.
В 1968 г. крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской революции, а в июле 1992 г. был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг - символ морской мощи России.
Тактико-технические характеристики
Класс - Крейсер I ранга
Тип - КР I "Паллада"
Верфь - "Новое адмиралтейство", Санкт-Петербург
Заложен - 23 мая (4 июня по ст. стилю) 1897 г.
Спущен - 11 мая (24 по ст. стилю) 1900 г.
Вступил в строй - 16 июля (29 по ст. стилю) 1903 г. (Балтийский флот)
Водоизмещение полное - 6 731 т
Длина - 126,7 м
Ширина - 16,8 м
Осадка - 6,2 м
Мощность механизмов - 11 971 л.с.
Скорость - 20,0 узлов
Дальность плавания - 4 000 миль (7 200 км)
Запас топлива - 964 т угля
Артиллерийское вооружение (на 1917 г.): 152 калибра (система Канэ) - 14; 76,2 калибра (Зенитные пушки системы Лендера) – 6
Торпедных аппаратов - 3 (1 надводный и 2 подводных)
Масса металла, выпускаемого орудиями с одного борта: в бортовом залпе - 267 кг., за одну минуту - 652 кг
Экипаж - 570 человек (из них офицеров - 20 человек)
otdihinfo.ru